Имя\e-mailПароль 
Главная | Меню | Поиск 
 Статья

28 декабря 1895 - день в истории, когда состоялся первый платный киносеанс

Если говорить о реальной системе, позволяющей записывать и воспроизводить бесконечное разнообразие движущихся плоских изображений, то непосредственными предшественниками кинематографа были, во-первых, различные игрушки с сериями картинок, которые при быстрой их смене воспринимались как одно движущееся изображение (среди таких игрушек надо отметить т.н. "чудо-блокнот", "зоотроп" и "фенакистоскоп") - все эти системы позволяли воспроизводить не более нескольких секунд движения. А во-вторых, предшественником кино как системы был волшебный фонарь (также laterna magica - нечто вроде современного диапроектора), который в середине 19 в. часто снабжался приспособлениями, позволяющими имитировать некоторые виды движения. 

 

Но создание кинематографа как системы воспроизведения достаточно длительного движущегося изображения, причем изображения совершенно произвольного (в том числе и полностью жизнеподобного) оказалось возможным только после того, как возникла фотография, а чувствительность фотоматериалов стала позволять снимать при коротких выдержках. Когда - с изобретением в конце 1870-х бромсеребряных желатиновых эмульсий, являющихся основой фото- и кинопроцессов по сей день - это произошло, практически сразу же стали разрабатываться различные системы записи движения. 

 

В истории сохранились имена десятков изобретателей такого рода систем, работавших в самых разных странах (наиболее известны среди них англичанин Эдвард Майбридж и француз Этьен-Жюль Марей), но в большинстве случаев эти изобретения из-за финансовых или технических проблем не были доведены до конца. А те, которые были закончены, или создавали неудовлетворительные условия для восприятия - как системы Марея и Майбриджа, - или были резко ограничены в разнообразии типов возможных изображений - как, например, система француза Emile Reynaud /Эмиль Рено/, которая не использовала фотографию. 

 

Первой успешной кинематографической системой были изобретенные Thomas A Edison и его инженером William K L Dickson два приспособления - "кинетограф" ("записывающий движение", снимающее устройство), а другое - "кинетоскоп" ("показывающий движение", воспроизводящее устройство). Эта система была разработана в конце 1880-х - в начале 1890-х, патентная заявка на нее была подана в 1891, патент выдан 14 марта 1893, а первый коммерческий сеанс состоялся 14 апреля 1894. В силу этого Эдисона и Диксона можно было бы считать изобретателями кино (и так иногда и делают), но кинетоскоп был рассчитан только на индивидуальный просмотр, что, очевидно, не позволило тогдашней публике разглядеть в нем нечто большее, чем простой аттракцион. Из-за этого получившие первоначально довольно широкую популярность кинетоскопы через несколько лет вышли из употребления, оставшись в действии только в пип-шоу. 


Братья Люмьеры
 

Поэтому изобретателями кинематографа признаны братья Люмьеры (Louis Lumiere /Луи Люмьер/ и Auguste Lumiere /Огюст Люмьер/), которые были знакомы с конструкцией эдисоновской техники и, благодаря тому, что Эдисон не стал патентовать свое изобретение в Европе, смогли воспользоваться некоторыми его идеями. Их аппарат "синематограф" и дал название кинематографу. Люмьеры подали патентную заявку 13 февраля 1895, а первый публичный просмотр состоялся в Париже 22 марта 1895. Любую из этих дат (равно как и любую из перечисленных выше дат, относящихся к эдисоновскому изобретению) можно считать днем рождения кино, но официальным днем рождения признается 28 декабря 1895, когда был дан первый коммерческий сеанс синематографа в подвале "Гран кафе" на бульваре Капуцинов. 

 

Люмьеровские сеансы состояли обычно из примерно десятка пятидесятисекундных лент. Как правило, показ начинался первым снятым ими фильмом Выход рабочих с фабрики Люмьер (La Sortie des usines Lumiere, 1895), затем демонстрировались различные ролики, в которых обязательно имели место разнообразные виды движения (например, море, работающие кузнецы, гимнаст, завтрак ребенка, просто уличные сценки, разрушение стены - последний сюжет часто затем показывался в обратной проекции, и стена восстанавливалась). Но наибольшую популярность имели два ролика, которым Люмьеры в конечном счете и обязаны признанием в качестве родителей кино, - это Прибытие поезда на вокзал Ля Сьота (L`Arrivee d`un train en gare de la Ciotat, также Прибытие поезда, 1895) и Политый поливальщик (L`Arroseur Arrose, 1895). В первом из этих фильмов поезд, подъезжающий к станции по диагонали кадра, так быстро и заметно увеличивался в размерах, что многие зрители в испуге вскакивали с мест: настолько был сильным эффект движения как бы из глубины плоской картинки - эффект, никогда ранее не встречавшийся в изобразительных искусствах. Именно этот фильм быстро принес популярность новому зрелищу, из-за чего его иногда ошибочно считают вообще первым в истории кино. 

 

Если в большинстве остальных ранних фильмов Люмьеров показывались различные события, происходившие без участия кинематографистов, то Политый поливальщик был фильмом полностью постановочным, причем не просто постановочным (какими были, например, все фильмы Эдисона - Диксона), но первым в истории кино фильмом со вполне законченной повествовательной структурой, соответствующей всем канонам классической драматургии. В нем имела место экспозиция (человек поливает из шланга сад), завязка (мальчишка за спиной поливальщика наступает на шланг), развитие действия с поворотной точкой (поливальщик в недоумении заглянул в наконечник шланга), кульминация (мальчишка убирает ногу со шланга, и струя воды ударяет в лицо поливальщика) и развязка (поливальщик бьет мальчишку, тот убегает). Этот фильм, несомненно, являющийся родоначальником всего игрового кинематографа, продемонстрировал раннему кинематографу путь, по которому он сможет рассказывать простейшие истории - путь использующих сценические методы однокадровых построений. 

 

Итак, что же было в том самом первом киносаенсе?  


Программка первого платного киносеанса
 

Перечень со ссылками на фильмы: 

 

1. L`arrivee d`un train a La Ciotat /Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты/ (1896) (le Premier Film) 46 secondes 

2. La voltige /Вольтижировка/ (1895) 46 secondes 

3. La peche aux poissons rouges /Вылавливание красных рыбок/ (1895) 42 secondes 

4. Neuville-sur-Saone: Debarquement du congres des photographes a Lyon /Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе/ (1895) 48 secondes 

5. Les forgerons /Кузнецы/ (1895) 49 secondes 

6. L`arroseur arrose /Политый поливальщик / (1895) 49 secondes 

7. Repas de bebe /Завтрак младенца/ (1895) 41 secondes 

8. Le saut a la couverture /Прыжок через брезент/ (1895) 41 secondes 

9. Place des Cordeliers a Lyon /Площадь Корделье в Лионе/ (1895) 44 secondes 

10. La mer /Морское купание/ (1895) 38 secondes 

 

 

Источники:  

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/KINO_ISTORIYA.html 

http://ru.wikipedia.org/wiki/1895_год_в_кино 

http://www.institut-lumiere.org/francais/films/1seance/accueil.html 




        Данная статья имеет отношение к персонам:
         - Auguste Lumiere /Огюст Люмьер/
         - Louis Lumiere /Луи Люмьер/

        Автор статьи: Artem, дата публикации: 2009.09.10

 Написать | Показов: 741A+ 

Главная | Помощь | Карта сайта | О сайте | Фототехника | Фотопленка | Галерея | Монеты
Cтатьи | Фильмы | Персоны | Награды | Лучшие | Страны | Жанры | Ключевые слова
2005-2017 artmoviebase.com