Имя\e-mailПароль 
Главная | Меню | Поиск 

Michelangelo Antonioni



 Основная информация
ИмяMichelangelo Antonioni
Русское имяМикеланджело Антониони
Годы жизни1912.09.12 - 2007.07.30
Место рожденияFerrara, Emilia-Romagna, Italy
Внешние ссылкиimdb
 Фотографии
 Награды (12)
 Компании
 Связи с персонами
 Биография

        Микеланджело Антониони - выдающийся итальянский кинорежиссёр и сценарист, классик европейского артхауса, которого называли "поэтом отчуждения и некоммуникабельности". В центре его внимания - рассмотренные под углом философии экзистенциализма проблемы современного общества: духовное омертвение, эмоциональная усталость, одиночество людей.

        

        Биография

        Микеланджело Антониони родился 29 сентября 1912 года в городе Феррара (Италия). Окончил Высшую школу экономики и коммерции в Болонье, одновременно рисовал, а также писал критические статьи для местной газеты. В 1939 году приехал в Рим, сотрудничал с журналами "Cinema" и "Bianco e nero" став одим из теоретиков неореализма, учился режиссёрскому мастерству в киношколе. В 1942 году он стажировался у Марселя Карне на съёмках фильма "Вечерние посетители".

        Режиссёрским дебютом Антониони стала документальная картина "Люди с реки По", а первый его игровой фильм "Хроника одной любви" вышел в 1950 году. Затем он снял ещё несколько картин, принёсших ему известность на родине, - "Дама без камелий", "Подруги", "Крик".

        Всемирное же признание пришло к режиссёру в начале 1960-х, после "трилогии отчуждения". Этим термином объединяют фильмы "Приключение", "Ночь", "Затмение", в которых играла муза Антониони тех лет Моника Витти. Все картины трилогии связаны стилистически и тематически: в черно-белых пейзажах и полупустынных интерьерах разыгрываются судьбы красивых людей (Марчелло Мастрояни, Ален Делон, Леа Массари, Жанна Моро), не способных ни сформировать долговечные отношения друг с другом, ни разобраться, в чём же состоит их предназначение в этой жизни.

        Фильм "Красная пустыня" (1964), получивший главный приз Венецианского фестиваля, содержательно примыкает к "трилогии отчуждения". Это первый цветной фильм Антониони. К работе с цветом Антониони подошёл очень ответственно, трактуя пейзажи и интерьеры как усложнённые архитектурно-красочные фактуры, напоминающие полотна Фернана Леже. Чтобы добиться желаемого эффекта, он даже искусственно подкрашивал траву, деревья и реки.

        Международный успех последних четырёх фильмов побудил Антониони принять предложение поработать для англоязычной молодёжной аудитории. Свой следующий фильм - "Фотоувеличение" - он снимал в Великобритании с англоязычными актёрами. Несмотря на отвлечённость философской проблематики, картина была воспринята публикой как заявка на детектив, имела успех в прокате и удостоилась главного приза на Каннском кинофестивале - "Золотой пальмовой ветви".

        Начиная с 1970-х в работах Антониони нарастал автобиографический элемент, что даже специалисты по его творчеству считали недостатком. Англоязычную трилогию продолжили ленты "Забриски-пойнт" (1970) и "Профессия: репортёр" (1975). "Забриски-пойнт" стал первым за 10 лет фильмом Антониони, который провалился в прокате и разочаровал кинокритиков, хотя впоследствии фильм стал культовым. В разгар "культурной революции" Антониони посетил маоистский Китай, чтобы снять трёхчасовой документальный фильм о происходящих там событиях. Он попытался преодолеть творческий кризис, сняв Джека Николсона в единственной полнометражной художественной картине за всё десятилетие - "Профессия: репортёр". В настоящее время этот фильм считается едва ли не вершиной творчества Антониони, его последним большим высказыванием, а в своё время он прошёл почти незамеченным.

        Антониони было не суждено повторить фестивальные триумфы 1960-х. В 1985 г. у режиссёра случился инсульт. Мастер остался нем и частично парализован до конца жизни. Тем не менее при помощи Вима Вендерса ему удалось снять в 1995 году последний полнометражный фильм - "За облаками". О влиянии Антониони на своё творчество открыто говорят, помимо Вендерса, Джим Джармуш и Бела Тарр. Микеланджело Антониони скончался в возрасте 94 лет 31 июля 2007 года, на следующий день после смерти другого титана мирового кино - Ингмара Бергмана.

        

        Мировосприятие Антониони

        Место Антониони в истории кинематографа рядом с Аленом Рене. Эти два режиссёра заставили публику, привыкшую видеть в кино средство эскапизма, повернуться лицом к неуверенности и непредсказуемости современной жизни. Антониони озвучил едва ли не главное ощущение нашего времени - что тот мир, который мы были в состоянии понять, мир бескрайних горизонтов и возможностей, уже не существует. Он опровергает условности классического повествовательного кино. Зритель его фильмов, уходя из кинотеатра, не может быть уверен в том, что понимает значение показанных событий: что именно происходило на экране и почему.

        Умберто Эко в начале 1960-х приводил "Приключение" в качестве эталона современного произведения, открытого для бесчисленных интерпретаций. Как пишет Ролан Барт, Антониони балансирует на лезвии бритвы - он не навязывает зрителю смыслы, но в то же время и не отменяет их существование. В своих классических фильмах, продолжает французский философ, Антониони оставляет путь к интерпретации свободным. Он не предлагает "ключей" для однозначной расшифровки заложенных в фильме смыслов, ибо объективная истина для него не существует.

        Джонатан Розенбаум, говоря о фильме "Профессия: репортёр", охарактеризовал кинематограф Антониони следующим образом: "Задача репортёра, как и режиссёра, - задавать вопросы, а не давать ответы. По отношению к так называемой объективной реальности он агностик. Это кинематограф неопределённости". Ему вторит С. В. Кудрявцев: у Антониони "отнюдь не люди виноваты в непонимании друг друга, а сама реальность непостижима, неидентифицируема". Идеолог "нового романа" Ален Роб-Грийе считал Антониони самым современным из режиссёров. . .

        В фильме Хичкока осмысление того, что показано на экране, постоянно откладывается, но под конец фильма понимаешь всё. У Антониони как раз наоборот. Его образы ничего не скрывают. Мы видим всё чётко, но значение образов всё время ускользает от нас и по мере просмотра фильм становится всё более загадочным. Когда публика покидает кинозал, фильм остаётся открытым. Это важнейшая характеристика современного искусства.

        С точки зрения школы Лакана, миросозерцание Антониони строится на отторжении гуманистической идеи о человеке как о чём-то неизменном, разумном либо нравственном. Для Антониони неизменно только бессознательное, точнее совершенная непроницаемость и непознаваемость глубинных слоёв сознания. Оттого сюжет зрелых фильмов Антониони строится вокруг вакуума, пустоты, отсутствия чего-то значимого - будь то эмоциональная привязанность либо ключ к разгадке преступления. Режиссёр как-то сказал художнику Марку Ротко, что, подобно абстрактным полотнам, его фильмы "ни о чём, но с подробностями".

        Про фильмы Антониони говорили, что ими восхищаешься, не любя, а отрицая их, поворачиваешься спиной к прекрасному. Самого режиссёра раздражало, когда критики восхваляли "поэтичную" образность его фильмов и ругали "полное изъянов" повествование. Его часто упрекали в аполитичности, обвинение, которое он также отвергал. В очерке "Дорогой Антониони" Ролан Барт защищает режиссёра от этих упрёков, ведь попадающие в объектив его кинокамеры предметы начинают "трепетать наперекор всем догмам". . .

        Как только значение застывает и навязывается, как только оно теряет свои нюансы, оно превращается в инструмент в руках властей. Выходит, делать значение более тонким, более неуловимым - это деятельность политическая, как, впрочем, и всякие усилия по подрыву, по изматыванию, по разрушению фанатизма готовых смыслов.

        

        Режиссёрский стиль

        Я всегда отвергал традиционный музыкальный комментарий, который призван усыплять внимание зрителя. Что мне не по душе, так это идея подгонки образов к музыке, словно речь идёт об оперном либретто. Мне претит нежелание сохранять тишину, потребность заполнять мнимые пустоты. - Микеланджело Антониони.

        Шесть фильмов Антониони содержат в себе элементы детектива или триллера. Как правило, намёк на остросюжетность используется режиссёром как своего рода приманка для зрителя. При сохранении некоторых жанровых атрибутов (погони и покушения в "Профессия: репортёр") его зрелые фильмы по сути выявляют пустоту такого рода жанровых оболочек.

        Для Антониони актёры были всего лишь пешками в партии, или, как он однажды выразился, "движущимися пространствами". Герои его фильмов, как правило, принадлежат к верхушке среднего класса. Режиссёр объяснял предпочтение этой социальной среды тем, что, помести он героев в "пролетарские" условия, стеснённые материальные обстоятельства воспринимались бы зрителем как причина их эмоционально-психологических проблем.

        Отступив в этом от принципов неореализма, Антониони строго следовал им в плане отказа от закадровой музыки как дешёвого средства манипулирования чувствами зрителя. Одним из главных достоинств фильмов Антониони американский критик Дж. Розенбаум называет приглушённость, вторичность диалогов, высокую культуру паузы. Сочетания образов и звуков у него говорят куда больше, чем слова.

        Важнейшую часть содержания у Антониони несёт в себе кинематографическая форма. Содержание рассказа предопределяет своеобразие используемых им нарративных конструкций и приёмов. Монтажная техника и движения камеры доносят до зрителя основную мысль режиссёра лучше, чем само повествование.

        Его восприятие пространства пластично, сродни мироощущению архитектора или скульптора. Психология его персонажей часто преломляется в архитектурных особенностях тех зданий и городов, которые они населяют. Режиссёр видит пугающее родство между современным урбанизированным пейзажем и сознанием современных людей.

        Список фильмов актуализирован 2011.09.11
        Биография взята с http://ru.wikipedia.org/wiki/Антониони,_Микеланджело

 Фильмография

        Год, название фильмаimdb
Список фильмов Режиссер Michelangelo Antonioni (14 из 37)
        2004 Eros /Эрос/ (segment "The Dangerous Thread of Things")6 (4781)
        2004 Lo sguardo di Michelangelo6.7 (187)
        1997 Sicilia7.6 (24)
        1995 Al di la delle nuvole /За облаками/6.5 (2412)
        1993 Noto, Mandorli, Vulcano, Stromboli, Carnevale /Ното, миндальные деревья, вулкан, Стромболи, карнавал/8.5 (27)
        1989 12 registi per 12 citta (segment "Roma")7.9 (68)
        1989 Kumbha Mela7.8 (27)
        1983 Ritorno a Lisca Bianca5.9 (18)
        1982 Identificazione di una donna /Идентификация женщины/6.9 (1690)
        1981 Il mistero di Oberwald /Тайна Обервальда/6.4 (241)
        1975 Professione: reporter /Профессия: репортёр/7.7 (13496)
        1972 Chung Kuo - Cina7.9 (276)
        1970 Zabriskie Point /Забриски Пойнт/7.1 (9258)
        1966 Blowup /Фотоувеличение/7.7 (36923)
        1965 I tre volti /Три лица/ (segment "Il provino")7.7 (48)
        1964 Il deserto rosso /Красная пустыня/7.7 (7508)
        1962 L`eclisse /Затмение/7.9 (9821)
        1961 La notte /Ночь/7.9 (9572)
        1960 L`avventura /Приключение/7.9 (15187)
        1959 Nel segno di Roma /Под знаком Рима/ (uncredited)5.4 (117)
        1957 Il grido /Крик/7.8 (2695)
        1955 Le amiche /Подруги/7.2 (1437)
        1953 I vinti /Побежденные/6.8 (161)
        1953 L`amore in citta (segment "Tentato suicido")6.6 (183)
        1953 La signora senza camelie /Дама без камелий/7.2 (716)
        1950 Cronaca di un amore /Хроника одной любви/7.2 (1502)
        1950 La funivia del faloria8.1 (19)
        1950 La villa dei mostri8 (19)
        1949 Bomarzo9.2 (13)
        1949 L`amorosa menzogna7.9 (37)
        1949 Ragazze in bianco9.7 (10)
        1949 Sette canne, un vestito8.2 (36)
        1949 Superstizione8 (46)
        1948 N.U. /Служба очистки города/7.5 (70)
        1948 Oltre l`oblio9.9 (9)
        1948 Roma-Montevideo9.9 (11)
        1947 Gente del Po /Люди с реки По/8.3 (95)
Среднее   7.64
Список фильмов Сценарист Michelangelo Antonioni (14 из 30)
        2004 Eros /Эрос/ (screenplay - segment "The Dangerous Thread of Things" - and)6 (4781)
        2004 Lo sguardo di Michelangelo (story and)6.7 (187)
        1995 Al di la delle nuvole /За облаками/ (book "That Bowling Alley on the Tiber River")6.5 (2412)
        1983 Ritorno a Lisca Bianca5.9 (18)
        1982 Identificazione di una donna /Идентификация женщины/ (screenplay)6.9 (1690)
        1981 Il mistero di Oberwald /Тайна Обервальда/ (writer)6.4 (241)
        1975 Professione: reporter /Профессия: репортёр/ (screenplay)7.7 (13496)
        1972 Chung Kuo - Cina (concept - uncredited)7.9 (276)
        1970 Zabriskie Point /Забриски Пойнт/ (writer)7.1 (9258)
        1966 Blowup /Фотоувеличение/ (screenplay - and)7.7 (36923)
        1964 Il deserto rosso /Красная пустыня/ (writer)7.7 (7508)
        1962 L`eclisse /Затмение/ (scenario and dialogue)7.9 (9821)
        1961 La notte /Ночь/ (screenplay)7.9 (9572)
        1960 L`avventura /Приключение/ (screenplay - and)7.9 (15187)
        1957 Il grido /Крик/ (idea)7.8 (2695)
        1955 Le amiche /Подруги/ (screenplay)7.2 (1437)
        1953 I vinti /Побежденные/ (writer)6.8 (161)
        1953 L`amore in citta (segment "Tentato suicidio")6.6 (183)
        1953 La signora senza camelie /Дама без камелий/ (screenplay - and)7.2 (716)
        1952 Lo sceicco bianco /Белый шейх/ (story - as M Antonioni)7.3 (3172)
        1950 Cronaca di un amore /Хроника одной любви/ (and)7.2 (1502)
        1950 La funivia del faloria (writer)8.1 (19)
        1950 La villa dei mostri (writer)8 (19)
        1949 L`amorosa menzogna (writer)7.9 (37)
        1949 Sette canne, un vestito (writer)8.2 (36)
        1949 Superstizione (writer)8 (46)
        1947 Caccia tragica /Трагическая охота/ (writer - and)6.6 (34)
        1947 Gente del Po /Люди с реки По/ (writer)8.3 (95)
        1942 I due Foscari (screenplay)-
        1942 Un pilota ritorna (screenplay)5.8 (32)
Среднее   7.28
Список фильмов Актер Michelangelo Antonioni (0 из 2)
        2004 Lo sguardo di Michelangelo (Himself)6.7 (187)
        1966 Michelangelo Antonioni storia di un autore (Himself)7.2 (79)
Среднее   6.95
Список фильмов Продюсер Michelangelo Antonioni (0 из 3)
        1998 Liv (producer)-
        1997 Sicilia (producer)7.6 (24)
        1950 Uomini in piu (producer)-
Среднее   7.6
Список фильмов Звук Michelangelo Antonioni (0 из 1)
        1965 Io la conoscevo bene /Я ее хорошо знал/8.1 (151)
Среднее   8.1
Список фильмов Монтаж Michelangelo Antonioni (4 из 9)
        1995 Al di la delle nuvole /За облаками/6.5 (2412)
        1993 Noto, Mandorli, Vulcano, Stromboli, Carnevale /Ното, миндальные деревья, вулкан, Стромболи, карнавал/8.5 (27)
        1989 Kumbha Mela7.8 (27)
        1983 Ritorno a Lisca Bianca5.9 (18)
        1982 Identificazione di una donna /Идентификация женщины/6.9 (1690)
        1981 Il mistero di Oberwald /Тайна Обервальда/6.4 (241)
        1975 Professione: reporter /Профессия: репортёр/7.7 (13496)
        1970 Zabriskie Point /Забриски Пойнт/7.1 (9258)
        1950 Cronaca di un amore /Хроника одной любви/7.2 (1502)
Среднее   7.11

 Связанные статьи (2)
Сергей Кудрявцев: Сто режиссёров мирового кино
Сергей Кудрявцев: Сто сценаристов мирового кино
 Написать | Показов: 2643A+ 

Главная | Помощь | Карта сайта | О сайте | Фототехника | Фотопленка | Галерея | Монеты
Cтатьи | Фильмы | Персоны | Награды | Лучшие | Страны | Жанры | Ключевые слова
2005-2018 artmoviebase.com